Жанры исторической прозы


Историческая проза не является монолитным жанром. Произведения, которые к ней причисляются, могут очень сильно отличаться между собой структурно, по содержанию и по другим критериям.

Классификация произведений исторической прозы по структуре

Среди основных жанров исторической прозы по размеру, структуре и композиции можно выделить следующие направления:

  • Исторический роман;
  • Повесть;
  • Рассказ (новелла);
  • Очерк.

Каждое из них имеет свои структурные особенности.

Исторический роман

Исторический роман является самым популярной у читателя разновидностью исторической прозы. Благодаря композиции большой формы, автор, используя данный жанр, имеет возможность развернуть полотно повествования максимально широко и охватить все аспекты эпохи, которые он считает нужным. В таком произведении может быть несколько главных героев и множество побочных линий. Примеры произведений данного жанра:

  • «Айвенго» (1819) Вальтера Скотта;
  • «Собор Парижской богоматери» (1931) Виктора Гюго;
  • «Три мушкетера» (1844) Александра Дюма-отца;
  • «Фаворит» (1984) Валентина Пикуля.
Роман "Айвенго" Вальтера Скотта

Книга «Айвенго» Вальтера Скотта, выпущенная в рамках серии «100 великих романов» издательством «Вече» в 2016 году

Для многих читателей понятия «историческая проза» и «исторический роман» являются словами-синонимами. Хотя это не совсем правильно, ведь второе значение является составной частью первого, но не наоборот.

Роман-эпопея

Отдельно следует выделить эпопею. Это, как правило, роман, состоящий из нескольких книг и описывающий судьбу героев на фоне исторических событий эпохального масштаба. Наиболее известные исторические романы-эпопеи:

  • «Тайны народа» (1849 — 1857) Эжена Сю;
  • «Война и мир» (1863 – 1869) Льва Николаевича Толстого;
  • «Пётр I» (1930 – 1934) Алексея Николаевича Толстого.

Данная структурная композиция позволяет наиболее подробно описать детали рассматриваемой эпохи во всех возможных ракурсах.

«Война и мир» Льва Николаевича Толстого

Роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, выпущенный издательством СЗКЭО в одном томе в 2018 году

Историческая повесть

Повесть по объему и по охвату описываемых событий занимает промежуточное место между романом и рассказом. Поэтому границы этого жанра довольно размытые. Зачастую, в повести фигурирует один главный герой, который является участником ограниченного количества событий. Побочные линии в таком произведении, как правило, вообще отсутствуют, а сюжет развивается линейно. Примеры исторической повести:

  • «Тарас Бульба» (1835) Николая Васильевича Гоголя;
  • «Черная стрела» (1883) Роберта Льюиса Стивенсона (часть литературоведов считают это произведение романом);
  • «Мать Иоанна от Ангелов» (1946) Ярослава Ивашкевича.

Стоить заметить, что в разные исторические периоды под повестью понимали различные по структуре и композиции виды произведений, которые могли значительно отличаться между собой.

«Тарас Бульба» Николая Гоголя

Повесть «Тарас Бульба» Николая Гоголя, опубликованная в рамках серии «Русская классика» издательства «АСТ» в 2017 году

Исторический рассказ

Рассказ или новелла по объему ещё меньше повести. Как правило, в таком произведении сюжет разворачивается вокруг только одного значимого события, а круг действующих лиц очень ограничен. Не стоит путать это понятие с зарубежным термином «novella», которые обозначает роман. К жанру исторического рассказа можно отнести такие произведения:

  • «Карл Великий» (1842) Александра Дюма-отца;
  • «Камилл и учитель» (1940) Леонида Пантелеева;
  • «В орлином гнезде «Старца горы»» (1946) Василия Яна.

Этот поджанр подойдет для тех читателей, которые массивным томам предпочитают небольшие произведения.

Исторический очерк

Очерк является одной из форм рассказа. Среди его особенностей следует выделить полудокументальный стиль изложения и сведение к минимуму художественного вымысла. От, собственно, новеллы очерк отличается отсутствием острого сюжета и более спокойной формой изложения. Одной из популярной формой данного жанра является портретный очерк, в котором излагается биография конкретного человека, часто исторической личности. Но четкой границы между этими двумя направлениями нет. К очерку примыкает такой жанр, как эссе. Примеры исторических очерков:

  • «Жанна д’ Арк» (1842) Александра Дюма-отца;
  • «Муканна» (1941 – 1944) Василия Яна;
  • «Последние из Ягеллонов» (1997) Валентина Пикуля.

Литературоведы также выделяют и другие переходные направления между этими основными жанрами исторической прозы.

Классификация по сюжетным направлениям

Существуют отдельные поджанры относительно сюжетных направлений, например любовный или рыцарский роман, а также книги для детей и юношества, герои которых жили в давно минувшие эпохи. Большой пласт произведений с исторической составляющей написан на стыке с научной фантастикой или фэнтези.

Исторический эпос

Наиболее масштабным историческим поджанром является эпос. В нем описываются судьбы героев на фоне значимых исторических событий в масштабах страны, региона или даже мира. Наиболее часто встречающейся структурной формой данного литературного направления является роман-эпопея или цикл романов, но бывают и исключения в виде произведений в форме повестей и рассказов. Одним из типичных представителей такого вида литературы является «Война и мир» (1863 – 1869) русского писателя Льва Толстого (1828 – 1910).

Багратион в бою под Шенграбеном

Композиция «Багратион в бою под Шенграбеном» (1951—1957 гг.) Дементия Алексеевича Шмаринова (1907 — 1999). Иллюстрация к роману-эпопеи «Война и мир»

Документальная проза

Документальная проза – разновидность исторического произведения XX века, в котором описываются не только исторические персонажи и события, но и репортажи о повседневных явлениях, обнаруженных в современных газетах. Примерами этой формы исторической прозы считаются трилогия «США» (1938) американца Джона Дос Пассоса (1896 – 1970) и роман «Рэгтайм» (1975) его земляка Эдгара Лоуренса Доктороу (1931 – 2015).

Трилогия «США» Джона Дос Пассоса

Дизайн обложки от Дэвида Крунелла для трилогии «США» Джона Дос Пассоса

Вымышленные биографии

К жанру вымышленных биографий относятся художественные произведения, представляющие собой жизнеописания конкретных личностей. Но в отличие от авторов научных и научно-популярных биографий, за писателями этого литературного направления остается право на художественный вымысел.

К данному типу произведений можно отнести роман «Воспоминания Адриана» французской писательницы бельгийского происхождения Маргерит Юрсенар (1903 – 1987). В нем рассказывается о жизни и смерти римского императора Адриана. Произведение впервые опубликовано во Франции на французском языке в 1951 году под названием «Mémoires d’Hadrien». Книга имела немедленный успех и получила огромное признание у критиков.

Бюст императора Адриана

Бюст императора Адриана неизвестного автора

Американская писательница Маргарет Джордж (р. 1943) написала вымышленные биографии об исторических лицах в романах «Мемуары Клеопатры» (1997) и «Тайная история Марии Магдалины» (2002). Более ранние примеры – «Петр I» (1929–34) советского писателя Алексея Николаевича Толстого (1883 – 1945), а также «Я, Клавдий (1934)» и «Царь Иисус» (1946) британца Роберта Грейвса (1895 – 1985). К сравнительно недавно вышедшим сериям биографических романов относят циклы «Император» (2003 – 2006) и «Завоеватель» (2007 – 2011) британского автора Конна Иггульдена (р. 1971), а также трилогию о Цицероне его соотечественника Роберта Харриса (р. 1957), в рамках которой вышло пока две книги (2006, 2009).

Рыцарский роман

Рыцарский роман является направлением исторической прозы, которое является прямым продолжателем жанра европейской средневековой литературы с таким же названием. В произведениях, которые относятся к данному литературному течению, как правило, действия развиваются в период средневековья. В качестве главного героя выступает рыцарь, которым движут сословные понятия о чести и справедливости.

Наиболее известные произведения данного поджанра принадлежат перу британских авторов:

  • «Айвенго» (1819) и «Квентин Дорвард» (1823) Вальтера Скотта (1771 – 1832);
  • «Чёрная стрела» (1888) Роберта Льюиса Стивенсона (1850 – 1894);
  • «Белый отряд» (1891) и «Сэр Найджел» (1906) Артура Конан Дойля (1859 – 1930).

«Айвенго» считает первым рыцарским романом современного типа.

Иллюстрация к роману "Айвенго"

Иллюстрация А.З. Иткина к роману «Айвенго»

Роман плаща и шпаги

Одним из самых популярных поджанров исторической прозы среди читателей является роман плаща и шпаги. Действие в произведениях данного литературного направления, как правило, происходит между XV и XVIII веками. Отличительными особенностями является изобилие приключений и крутых сюжетных поворотов. Важное место отводится дуэлям и фехтованию. Наиболее известные произведения, которые можно отнести к поджанру плаща и шпаги:

  • «Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII» (1826) французского писателя Альфреда де Виньи (1797 – 1863);
  • «Латреомон» (1837) соотечественника предыдущего автора Эжена Сю (1804 — 1857);
  • «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя (1845)» и «Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя» (1847 – 1850) мастера французской исторической прозы Александра Дюма-отеца (1802 – 1870);
  • «Горбун» (1857) Поля Феваля (1816 – 1887);
  • «Капитан Фракасс» (1863) Теофиля Готье (1811 – 1872);
  • «Алый Первоцвет» (1903) британской писательницы венгерского происхождения баронессы Эммы Орци (1865 – 1947);
  • «Пардайя» (1905 — 1911) француза Мишеля Зевако (1860 – 1818);
  • «Скарамуш» (1921) британского писателя итальянского происхождения Рафаэля Сабатини (1875 – 1950);
  • «Приключения капитана Алатристе» (1996) испанского автора Артуро Переса-Реверте (р. 1951).

Хотя поджанр романа плаща и шпаги зародился ещё в XIX веке, но большим спросом у читателей он пользуется до наших дней.

Иллюстрация к роману «Три мушкетера»

Иллюстрация Леонида Непомнящего к роману «Три мушкетера»

Исторический детектив

Действия произведений, относящихся к поджанру исторической загадки или исторического детектива, разворачиваются в далеком прошлом. Их сюжет вращается вокруг раскрытия тайны или преступления (чаще всего убийства).

Хотя работы, которые можно отнести к данному литературному направлению, существуют, по крайней мере, с начала XX века, в последнее время вышло много произведений, пробудивших у читателя новую волну интереса к поджанру исторической загадки. К таким работам можно отнести «Хроники Кадфаэля» (1977–1994) британки Эллис Питерс (1913 – 1995). Действия в цикле разворачиваются между 1137 и 1145 годами н. э. Ещё одним значимым произведением этого направления является роман «Имя розы» (1980) итальянского писателя Умберто Эко (1932 – 2016).

Кадр из экранизации романа «Имя розы»

В 1986 году была снята экранизация романа «Имя розы» с Шоном Коннери в главной роли

В жанре исторического детектива работал белорусский советский писатель Владимир Короткевич (1930 – 1984). Наиболее значимыми его произведениями в данном направлении являются повесть «Дикая охота короля Стаха» (1958) и роман «Чёрный замок Ольшанский» (1979).

Растущая популярность этого вида художественной литературы в последующие десятилетия создала особый поджанр, признанный как издателями, так и литературоведами.

Любовные исторические романы

Одним из наиболее популярных направлений исторической прозы, особенно среди женской части читателей, являются любовные романы. Основу жанра заложила Джейн Остин (1775 – 1817). Правда, её произведения нельзя было назвать в полной мере историческими, так как в своей массе они описывали современную автору эпоху. Но многочисленные последователи и подражатели этой писательницы в своих творениях воспроизводили этот же временной период.

Основу поджанра, получившего название «любовный роман эпохи Регентства», заложила Джорджетт Хейер (1902 – 1974), которая была вдохновлена романами Джейн Остин. Один из первых её популярных исторических романов «Черный мотылек» был опубликован в 1921 году. Действие в нем разворачивается в 1751 году. Лишь в 1935 году Джорджетт Хейер написала первый из своих романов из цикла «Регентство», в котором описывается период английской регентства (1811– 1820), когда принц-регент правил Англией вместо своего больного отца Георга III. Поскольку произведения Хейер описывали события, которые произошли более 100 лет до написания романов, автор включала в повествование подлинные исторические факты описываемого периода. Но эти фактологические вставки для отрисовки эпохи, как правило, не играли ключевой роли в повествовании.

Книга «Унесенные ветром» в двух томах

Книга «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл стала мировым бестселлером

Романтических тем касались такие великие произведения, как «Унесенные ветром» (1936) американской писательницы Маргарет Митчелл (1900 – 1949) и «Доктор Живаго» (1957) русского писателя Бориса Пастернака (1890 – 1960).

Семейные саги

В семейных сагах повествуется об истории одного или нескольких семейств на протяжении ряда поколений. Наиболее значимыми произведениями этого поджанра являются следующие книги:

  • «Тайны народа» (1849 — 1857) французского писателя Эжена Сю (1804 – 1857);
  • «Будденброки» (1901) немецкого автора Томаса Манна (1875 – 1955);
  • «Кристин, дочь Лавранса» (1920 – 1922) норвежкой писательницы Сигрид Унсет (1882 – 1949).
Иллюстрация к роману «Будденброки»

Иллюстрация Натальи Щегловой к роману «Будденброки»

Ещё одним ярким представителем поджанра семейной саги является серия «Сага о Форсайтах» (1906 – 1921) британца Джона Голсуорси (1867 – 1933).

Морская и пиратская тематика

Среди произведений исторической прозы следует выделить книги, посвященные морской и пиратской тематике. Целый ряд исторических романов повествуют о морских приключениях:

  • цикл о Горацио Хорнблоуэре (1937 – 1967) англичанина Сесила Скотта Форестера (1899 – 1966);
  • серия о капитане Джеке Обри и Стивене Мэтьюрине (1970 – 2004) британского автора Патрика О’Брайана (1914 – 2000);
  • романы о Ричарде Болито (1975 – 2011) английского писателя Дугласа Римана (известен также под псевдонимом Александер Кент) (1924 – 2017);
  • серия о лорде Рэймидже (1965 – 1989) британца Дадли Поупа (1925 – 1997).

Действие во всех названных выше циклах произведений происходит в эпоху Наполеоновских войн.

Отдельно следует упомянуть приключенческие романы с пиратскими персонажами:

  • «Остров сокровищ» (1883) британца Роберта Льюиса Стивенсона (1850 – 1894);
  • «Сандокан» (1895–1913) итальянского писателя Эмилио Салгари (1862 – 1911);
  • «Капитан Блад» (1922) итало-британского автора Рафаэля Сабатини (1875 – 1950).
Иллюстрация к роману «Остров сокровищ»

Иллюстрация Генри Брока к роману «Остров сокровищ»

Современные авторы также используют пиратскую тематику в своих исторических романах:

  • серия «Корсар» («Приключения Гектора Линча») (2007 – 2017) британца Тима Северина;
  • трилогия «Белый дьявол» (1987 – 1989) болгарина Христо Калчева (1944 – 2006);
  • роман «Пират Девлин» (2010) англичанина Марка Китинга.

Это свидетельствует о читательском спросе на данный поджанр литературы.

Альтернативная история

В концепции поджанра альтернативной истории лежит сюжет, основанный на выдвижении гипотезы, что произошло, если бы исторические события пошли по пути, который отличается от фактической реальности.

Роман Филипа Рота (1933 – 2018) «Заговор против Америки» (2004) представляет собой вариант альтернативной истории, в которой Франклин Делано Рузвельт потерпел поражение в президентских выборах в 1940 году. После этого президентом стает исповедующий фашистскую идеологию и симпатизирующий нацисткой Германии антисемит Чарльзу Линдберг.

В романе «Вечный Рим» (2003) Роберта Силверберга (р. 1935) Римская империя не гибнет в античности, а доживает до наших дней.

А какой жанр исторической прозы предпочитаете вы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Довольно часто авторы эксплуатируют сюжет путешествия героев во времени в прошлое и их приключений на фоне реальных исторических событий. Данный сюжетный ход использован, например, в цикле о вселенной «Компании» (1997 – 2010), созданном американской писательницей-фантастом Кейдж Бейкер (1952 – 2010).

Есть авторы, которые пишут в обоих указанных выше поджанрах, как, например, фантаст Гарри Тертлдав (р. 1949) в своей серии «Великая война» («Хронология-191») (1997 – 2007) и в романе «Оружие для Юга» (1992) соответственно.

Рассказ Айзека Азимова (1920 – 1992) «Что, если…» (1969) повествует о семейной паре, которая может исследовать альтернативные реальности с помощью телевизионного устройства. Эту идею также можно найти в романе Азимова «Конец вечности» (1955). В данном произведении «Вечные» могут изменить реалии мира, даже не осознавая этого.

Историческое фэнтези

Существует также исторический фэнтезийный поджанр, где реальная история переплетена с мифологическими и сказочными мотивами.

У Пола Андерсона (1926 – 2001) есть несколько исторических фэнтезийных романов, действие в которых происходит во времена викингов. К ним относятся «Сломанный меч» (1954) и «Сага о Хрольфе Жердинке» (1973).

У автора космических опер Кэролайн Черри (р. 1942) есть историческая фэнтезийная серия «Русские истории» (1989 – 1991), сюжет в которой разворачивается во времена Киевской Руси.

У канадского писателя Гая Гэвриела Кея (р. 1954) есть ряд исторических фэнтезийных романов:

  • «Львы Аль-Рассана» (1995) -повествует об эпохе Реконкисты в Испании;
  • дилогия «Сарантинская мозаика» (1998 – 2000) о Византии времен Юстиниана.

У Дэвида Геммела (1948 – 2006) два историко-фэнтезийных цикла произведений. Первый – это дилогия «Греческая серия» (1990 -1991) о полководце Александра Великого Парменионе. Сюжет в значительной степени основан на исторических событиях, но в нем присутствуют фэнтезийные элементы, такие как сверхъестественные существа и колдовство. Посмертная серия Геммела «Троя» (2005 – 2007) содержит вымышленную версию Троянской войны.

Действие в «Трилогии Семивод» (позднее расширенной до 6 книг) (1999 – 2012) новозеландской писательницы Джульет Мариллер (р. 1948) происходит в IX веке в Ирландии.

Детская историческая проза

Важным поджанром в исторической прозе является детский исторический роман. Это литературное направление может содержать в себе элементы других поджанров исторической прозы, о которых говорилось выше. Ряд таких произведений включают элементы исторического фэнтези или путешествия во времени, чтобы облегчить переход между современным миром и прошлым в традициях детской портальной фантастики. Иногда издатели заказывают серию исторических романов, которые исследуют разные периоды мировой истории.

В число самых популярных современных циклов данного поджанра входят романы «Американская девочка» и серия «Волшебный дом на дереве» (1992 – 2019) американской писательницы Мэри Поуп Осборн (р. 1949). Важной наградой для авторов детской исторической литературы является Премия Скотта О’Делла в жанре исторической прозы.

Среди отечественных произведений в жанре исторической прозы для детей можно выделить следующие работы:

  • повесть «Приключения мальчика с собакой» (1963) Надежды Остроменцкой (1893 – 1969) и Натальи Бромлей (1887 – 1982) – о судьбе мальчика-раба во время восстания Спартака;
  • роман «Слоны Ганнибала» (1963) Александра Немировского (1919 – 2007) – о Второй пунической войне;
  • повесть «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» Юрия Вронского (1927 – 2008) – о путешествии по пути «из варяг в греки» славянского мальчика, плененного скандинавами.
Обложка повести «Приключения мальчика с собакой»

Обложка исторической повести для детей и юношества «Приключения мальчика с собакой»

Все эти произведения были написанные в советское время и отличались от зарубежных аналогов тем, что в них действующими лицами являются исключительно современники событий, а не «попаданцы» из других эпох.

Историческая проза включает в себя довольно широкий набор поджанров. Мы остановились только на наиболее популярных из них. Но на страницах сайта вы сможете ознакомиться и с произведениями, которые относятся к другим направлениям исторического повествования.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Историческая проза