«Бесконечная ночь» — Пьер Буль


Бесконечная ночь

Автор: Пьер Буль (1912 — 1994) (Франция)
Наименование на оригинале: Une nuit interminable
Язык оригинала: французский
Год написания: 1952
Жанр: научная фантастика
Форма: рассказ (новелла)
Время действия: 1949 год, ок. 4500 — 3200 гг. до н.э.
Место действия: Франция, Древний Египет
Историческая достоверность:
                   
СКАЧАТЬ «Бесконечная ночь» LITRES
КУПИТЬ «Бесконечная ночь» bOOks.ru OZON.ru БАМБУК

История эта началась вечером 9 августа 1949 года. Оскар Венсан, холостяк, владелец небольшой книжной лавки в квартале Монпарнас, ветеран войны, сидел на террасе «Купола», попивая свежее пиво и разглядывая прохожих. В этот момент в его жизнь вошел бадариец. Он был облачен в красную римскую тогу, что-то странное и совершенно новое было в его лице: может быть, благородство его черт? Бадариец просил оказать ему любезность и сказать, который теперь век? Вопрос поверг Венсана в изумление, кроме того, незнакомец говорил на латыни Венсан вспомнил, что читал как-то статью о недавнем открытии Брайтоном развалин древнего города Бадари…

Уильям Блейк

«Бесконечная ночь» является очень своеобразным произведением известного французского фантаста Пьера Буля (создателя серии «Планета обезьян»), в котором научная фантастика переплетается с комедией абсурда. Несмотря на всю рискованность подобной затеи, автор справился с ней мастерски.

В то же время, далеко не каждому читателю данная новелла придется по душе. Любители фантастики нашего поколения уже пресыщены многочисленными произведениями о путешествиях во времени, а многие из них просто могут не понять, что это далеко не самое главное в рассказе Пьера Буля. Автор пытался показать трагичность и абсурдность противостояния человека самому себе, завернув своё повествование в обвертку фантасмагории.

С жанром исторической прозы данное произведение связывает упоминание в нем «царства Бадари», то есть Бадарийской археологической культуры, существовавшей на территории современного Египта около 6 – 6,5 тысячи лет назад. Но не стоит переоценивать историческую составляющую произведения. Она всего лишь является второстепенным обрамлением новеллы. Да и историчность эта весьма условна.

Вне всякого сомнения, на Пьера Буля, при написании произведения, определенное влияние оказали археологические открытия в районе Эль-Бадари, где организованно проводились раскопки, начиная с 20-х годов XX века. Но с таким же успехом писатель мог бы использовать название любого другого археологического комплекса, ведь бадарийцы из его произведения не имеют ничего общего с реальными носителями этой культуры. Без сомнения, и сам Пьер Буль прекрасно понимал это, и не пытался соответствовать даже собственным представлениям о реалиях доисторического периода. Да и зачем, если историчность (а вернее псевдоисторичность) являлась, как мы выяснили, только декорацией? К тому же, основное действие разворачивалось в современном для автора 1949 году во Франции, а события Бадарийской эпохи освещаются только через повествование одного из героев новеллы.

Рассказ «Бесконечная ночь» был написан Пьером Булем в 1952 году, то есть через три года после гипотетических событий, о которых повествуется в данном произведении. В 1953 году первая часть новеллы была издана в декабрьском номере популярного итальянского журнала фантастики «I Romanzi di Urania» (№30). В данном издании новелла носила название «Avventura nel tempo» («Приключения во времени»), и была выпущена на итальянском языке. Уже в январе 1954 года в номерах №31 и №32 этого же журнала появилась вторая и третья, заключительная, часть рассказа.

I_Romanzi_di_Urania_30

I_Romanzi_di_Urania_30

Во Франции это произведение на языке оригинала было впервые издано так же в 1953 году. Оно вышло в сборнике научно-фантастических рассказов Пьера Буля «Contes de l’absurde» («Сказки абсурда»), где фигурировало под названием «Une nuit interminable» («Бесконечная ночь»). Кроме данной новеллы, в этом сборнике издательства «Julliard» было ещё четыре рассказа «Любовь и невесомость» («L’hallucination»), «Царство мудрецов» («Le regne des sages»), «Сколько весит сонет?» («Le poids d’un sonnet») и «Идеальный робот» («Le parfait robot»). Это был первый изданный сольный сборник произведений Пьера Буля. И первый блин не был комом, ведь «Сказки абсурда» получили Grand Prix de la nouvelle (Гран-при во Франции). Важная роль в этом успехе принадлежит новелле «Бесконечная ночь».

Contes de l'absurde (Julliard)

Contes de l’absurde (Julliard)

Впервые на русском языке «Бесконечная ночь» была издана в 1966 году в переводе Вадима Козового, среди других рассказов множества иностранных писателей, в пятом томе серии «Библиотека современной фантастики» издательства «Молодая гвардия» — «Антология фантастических рассказов». После этого, новелла ещё много раз переиздавалась на русском языке в составе различных сборников.

Антология фантастических рассказов (1966 год)

Антология фантастических рассказов (1966 год)

Рассказ «Бесконечная ночь» был переведен и издан на множество языков мира, среди которых английский, русский, итальянский, румынский.

Вечером 9 августа 1949 года, ветеран войны, а ныне владелец книжной лавки Оскар Венсан пил пиво на террасе парижского кафе «Купол» в районе Монпарнас, когда к нему на чистой латыни обратился незнакомец, облаченный в древнеримскую тогу. Он представился, как Амун-Ка-Зайлат, и, прежде всего, поинтересовался, какой сейчас век. Человек рассказал о том, что является путешествующим во времени представителем развитой цивилизации, которая существовала 8000 лет назад в царстве Бадари на территории современного Египта, но к настоящему времени давно исчезла. Амун-Ка-Зайлат отправился на разведку в будущее, и остановился в Париже XX века перед продолжением путешествия ещё на 12000 лет вперед. Бадариец объясняет Оскару Венсану тонкости путешествий во времени. В частности, он рассказывает, как бадарийская наука решила временные парадоксы.

Сидевший за другим столиком клиент кафе услышал их разговор, и присоединился к беседе. Он представился на латыни, как доктор Джинг-Джонг – ученый из республики Перголия. Джинг-Джонг тоже путешествовал во времени, но, в отличие от Амун-Ка-Зайлата, из будущего в прошлое. Он являлся ученым из Республики Перголия, страны, расположенной в районе Тихого океана, которая будет существовать через 12000 лет. Джинг-Джонг объяснил, что хочет достичь времен существования Бадари, и также транзитом остановился в Париже XX века.

Оскар Венсан был в шоке, так как встретился одновременно с двумя путешественниками во времени. После долгого разговора, он сопроводил Амун-Ка-Зайлата в скрытое место, где бадариец продолжил свое путешествие в будущее. Амун-Ка-Зайлата исчезает, но возвращается через несколько секунд. Бадариец сообщает Оскару, что, посетив Перголию, он обнаружил, что это государство готовилось к вторжению в Бадари. Поэтому он хотел остановить перголезцев. Амун-Ка-Зайлата установил, что перголезцы, которые вторгнутся в Бадари, скоро остановятся в Париже.

Амун-Ка-Зайлат рассказал ошарашенному Оскару, историю их противостояния с Джинг-Джонгом, которое происходит в прошлом, настоящем и будущем.

После различных приключений и временных парадоксов, происходит битва между бадарийцами и перголезцами. Эпическое сражение происходит на глазах Оскара. Когда оно заканчивается, Амун-Ка-Зайлат объясняет парижанину, что перголезцы победили, поскольку они транспортировались во время, которое предшествовало возникновению Бадари, и стали предками бадарийцев. Так что, перголезцы и бадарийцы теперь одновременно предки и потомки друг друга. Амун-Ка-Зайлат, тем временем, постепенно превращается в Джинг-Джонга, две противоборствующие армии смешиваются.

Заканчивается эта странная история предложением Джинг-Джонга Оскару нажать на кнопку модуля, чтобы самому испытать перипетии путешествия во времени. Оскар соглашается, так как желает как можно дальше быть от всего этого безумия, которое происходит в настоящем времени. Но он переносится всего на 12 часов назад, когда познакомился с Амун-Ка-Зайлатом. Парижанин понимает, что застрял в спирали времени, и теперь обречен бесконечно переживать одни те же события этого вечера вечно.

История, которая описана в новелле «Бесконечная ночь», разворачивается в современном для автора временном отрезке – в 1949 году (произведение написано в 1952 году). Вместе с тем, одним из главных персонажей повествования является Амун-Ка-Зайлат — представитель «царства Бадари», существовавшего тысячи лет назад. При этом, древние бадарийцы выступают обладателями высоких технологий, до уровня которых современной науке ещё очень далеко, в частности технологией путешествия во времени. Этот парадокс объясняется тем фактом, что сами бадарийцы являются потомками людей далекого будущего, которые переместились на десятки тысяч лет в прошлое. Конечно, это все не более чем плод фантазии Пьера Буля, написавшего чудесную юмористическо-фантастическую новеллу. Давайте узнаем более подробно о жизни реальных бадарийцев, ведь именно археологические находки Бадарийской культуры, послужили одним из источников вдохновения автора.

Распространение Бадарийской культуры

Распространение Бадарийской культуры

Бадарийская культура – археологическая культура эпохи неолита, которая существовала на территории современного южного Египта (Верхний Египет) во временной отрезок с 4500 по 3200 г. до н.э. Бадарийская культура является частью Додинастического периода в истории Египта.

Таким образом, бадарийцу, чтобы поспасть из своего времени в современный нам период, потребовалось бы преодолеть максимум 6500 лет, а не 80 веков (8000 лет), как утверждается в новелле «Бесконечная ночь».

Открытие культуры

Первые находки, относящиеся к Бадарийской культуре, были обнаружены в конце XIX века. Именно тогда, куратор отдела египтологии Британского музея Уоллис Бадж обнаружил в пустыне поблизости с селением Гебелейном в небольших захоронениях шесть мумифицированных трупов, жизнь которых датирована приблизительно 3400 годом до н. э. Как впоследствии удалось установить, одна из мумий принадлежала женщине, две мумии – были мужского пола, а пол ещё трёх определить не удалось. Мумификация тел произошла естественным образом под воздействием природных условий, в частности сухого жаркого климата. Находки стали уникальными из-за того, что являлись первыми найденными мумиями Додинастического периода, которые полностью сохранились. В мировой науке они стали известными под названием Гебелейнских мумий.

Гебелейнская мумия ("имбирный человек")

Гебелейнская мумия («имбирный человек»)

В захоронениях кроме останков людей удалось обнаружить следы материальной культуры – погребальную утварь.

Ещё больше находок принесло начало XX века. Именно тогда были обнаружены первые артефакты около селения Эль-Бадари в египетской провинции Асьют. По наименованию данного селения вся культура стала называться Бадарийской. Но, систематические археологические раскопки тут были проведены только 1922 – 1925 года. В ходе этих раскопок было обнаружено около 600 могил и 40 поселений.

В захоронениях были обнаружены статуэтки обнаженных женщин из слоновой кости и глины, которые свидетельствуют о высоком культурном развитии бадарийцев. Эти находки подтверждают наличие культа плодородия и женского начала.

Статуэтка женщины из Бадари (Лувр)

Статуэтка женщины из Бадари (Лувр)

Происхождение бадарийцев

Гипотеза о том, что предками бадарийцев являются люди из далекого будущего, которую выдвинул Пьер Буль в своем произведении «Бесконечная ночь», довольно интересная и оригинальная, но имеет мало общего с исторической действительностью. Впрочем, вряд ли даже сам автор её рассматривал сколько-нибудь серьёзно.

Но все-таки, единой научной версии о происхождении бадарийцев не существует. Достоверно известно, что Бадарийской культуре предшествовала Тасийская культура, существовавшая примерно на той же территории около 4500 г. до н. Некоторые ученые придерживаются гипотезы, что в создании Тасийской культуры участвовал народ, который ранее населял Палестину с центром в Иерихоне, и в VIII – V тыс. до н.э. оставил там после себя Тахунийскую культуру. Во всяком случае, даже если не было переселения народа, то культурное влияние очевидно.

Тахунийская каменная миска из Абу Гоша

 

По одной из версий, прародиной тахунийцев была юго-восточная часть Малой Азии (современная Турция). Кроме того, многое свидетельствует об их связи со Свидерской культурой, локализированной в центральной Европе, главным образом на территории современной Польши. Тем не менее, большинство специалистов все-таки считает, что тахунийцы, как и бадарийцы, были носителями языка, который относился к афразийской, или семито-хамитской, языковой семье.

Итак, пришедшие из Палестины тахунийцы, смешавшись с местным населением Египта, стали известны как носители Тасийской культуры – первой из чреды культур Додинастического периода в Верхнем Египте. Сам термин «Тасийская культура» связан с местностью Дер-Таса, которая находится на востоке от Нила между городами Асьют и Ахмим, то есть примерно там же, где позднее возникла Бадарийская культура.

Расположение Дер-Таса

Расположение Дер-Таса

Именно факт практически совпадающего места локализации, а также схожесть керамики (экспонаты с верхом и внутренней частью, окрашенными в черный цвет), дали повод говорить некоторой группе ученых о Тасийской культуре, как о локальном варианте Бадарийской культуры.

Керамика Тасийской культуры

Керамика Тасийской культуры

Впрочем, большинство археологов и историков все-таки считают, что, так называемые бадарийцы, произошли от смешения представителей Тасийской культуры с другими народностями. Среди этих народностей наиболее многочисленными являлись пришельцы из западной Сахары.

Советская наука в свое время имела собственный взгляд на происхождение Бадарийской культуры. По мнению отечественных ученых времен СССР, бадарийцы являлись выходцами из Азии. Они также считали, что бадарийцы первыми принесли в Египет зачатки искусства обработки металлов.

Исследования антропологов подтвердили теорию о том, что бадарийцы являются гибридной расой. В то же время, нельзя не заметить, что в их облике преобладают негроидные черты, которые особенно заметны у центрально- и восточноафриканских подрас. В частности, это выражено в удлиненном черепе. На этом основании большинство антропологов относит бадарийев к нубийской группе народов. Главным спорным моментом данной теории является наличие у одной из Гебелейнских мумий волос рыжего цвета.

Ряд исследователей в облике бадарийцев находят даже черты веддоидной расы, остатки которой в более или менее чистом виде живут в настоящее время в Индии и на Цейлоне.

Представитель веддоидной расы

Представитель веддоидной расы

Материальная культура

О жизни представителей Бадарийской культуры отчасти можно судить по сохранившимся артефактам того периода.

Основой экономики являлось сельское хозяйство, в первую очередь земледелие. При обработке почвы бадарийцы использовали мотыгу. Другими орудиями труда были топоры, пробойники, односторонние скребки и двусторонние серпы. Основными сельскохозяйственными культурами являлись зерновые, в частности чечевица, ячмень и полба.

Резные ковши из слоновой кости

Также были развиты животноводство и рыболовство. О развитии животноводства свидетельствуют останки овец и крупного рогатого скота, которые были обнаружены в захоронениях.

Несмотря на развитие сельского хозяйства, охота полностью не вышла из повседневной жизни бадарийцев. В захоронениях часто можно встретить собак, что свидетельствовало о значении данного животного в жизни человека. Также при раскопках были найдены наконечники стрел.

Керамика бадарийского периода очень сильно напоминала тасийскую. У неё также присутствовала черная окантовка в верхней части изделия. Только основная часть найденных экспонатов, в отличие от тасийских, имела не красно-коричневый цвет, а более яркий оттенок красного.

Бадарийская керамика (Лейпцигский музей)

Бадарийская керамика (Лейпцигский музей)

Технология обработки металлов, в частности меди, находилась в зачаточном состоянии.

Дома Бадарийской культуры были построены из циновок, сырца и прутьев, которые обмазывали глиной.

Убранство захоронений, устройство, и ассортимент артефактов не имеют существенных различий, что свидетельствует о слабой имущественной дифференциации в бадарийском обществе.

Экспозиция бадарийского захоронения в британском музее

Экспозиция бадарийского захоронения в британском музее

Интересным нюансом является тот момент, что захоронения разделены на две части: в одной из них были похоронены женщины и мужчины, а во второй – только мужчины. По предположениям исследователей, таким образом, находило отражение противопоставления женатых мужчин, которые похоронены вместе с женами, и неженатых.

Исчезновение культуры и последующий период

Бадарийская культура, начиная с 4000 года до н. э., постепенно сменилась Амратской культурой, которую ещё называют культура Негада I. Эта культура распространялась на Средний и Нижний Египет, а также Нубию. Свое наименование она получила от местности Эль-Амра. Сходство Бадарийской и Амратской культур дало повод для некоторых ученых объединить их в одну культуру. Первые находки медных изделий в Египте принадлежат к захоронениям именно этой культуры. Амратская культура относится к Первому додинастическому периоду.

Неолитические культуры Египта

Неолитические культуры Египта

В середине V века Амратскую культуру сменила Герзейская культура (Негада II), относящаяся ко Второму додинастическому периоду. Этот период длился с 3600 по 3300 гг. до н. э.

Сменившая Герзейскую культуру Семанийская культура (Негада III) относится к Протодинастическому периоду, во время которого правили фараоны Нулевой династии. Этот период завершился около 3000 г. до н.э. объединением Египта в единое рабовладельческое государство.

Специалисты считают, что носителями Бадарийской, Амратской, Герзейской и Семанийской культур был один и тот же этнос, который являлся прямым предшественником древних египтян.

Оскар Венсан – парижанин, холостяк, ветеран II Мировой войны, владелец книжной лавки, от лица которого ведется повествование в произведении «Бесконечная ночь»;

Амун-Ка-Зайлат – путешественник во времени, ученый из царства Бадари, существовавшего на территории современного Египта ок. 8000 до н. э.

Джинг-Джонг – путешественник во времени, ученый из Республики Перголия, которая будет существовать на территории Тихого океана приблизительно через 12000 лет.


Среди персонажей новеллы Пьера Буля «Бесконечная ночь» исторических личностей нет.

ОбложкаИзданиеISBNГодИздательствоЯзык Купить
Contes_de_labsurde_JulliardContes de l'absurde (под названием "Une nuit interminable" ("Бесконечная ночь"))2266006096  1953 Julliard (Франция) французский (оригинал) 
I_Romanzi_di_Urania_30I Romanzi di Urania №30 (под названием "Avventura nel tempo" ("Приключения во времени"), часть I)
 297965 (ISFDB)1953Arnoldo Mondadori Editore (Италия) итальянский 
 I_Romanzi_di_Urania_31I Romanzi di Urania №31 (под названием "Avventura nel tempo" ("Приключения во времени"), часть II)
297966 (ISFDB)1954Arnoldo Mondadori Editore (Италия) итальянский 
I_Romanzi_di_Urania_32I Romanzi di Urania №32 (под названием "Avventura nel tempo" ("Приключения во времени"), часть III)
 297967 (ISFDB)1954Arnoldo Mondadori Editore (Италия)итальянский 
Contes_de_labsurde_-_E__mc²_1963Contes de l'absurde - E = mc²B0014Y8TGI (ASIN)1963Julliard (Франция)французский (оригинал) 
Time Out of Mind and Other Stories (под названием "Time Out of Mind") (1966)Time Out of Mind and Other Stories (под названием "Time Out of Mind")
0814900623 (9780814900628)1966 Vanguard Press (США) английский (перевод Xan Fielding and Elisabeth Abbott) 
Time Out of Mind and Other Stories (1966)Time Out of Mind and Other Stories (под названием "Time Out of Mind")
 
 261719 (ISFDB) 1966Secker & Warburg  (Великобритания) английский (перевод Xan Fielding and Elisabeth Abbott) 
Антология фантастических рассказов (1966 год)Библиотека современной фантастики. Том 5. Антология фантастических рассказов (под названием "Бесконечная ночь")
- 1966Молодая Гвардия (СССР) русский (перевод Вадим Козовой) OZON.ru
Time Out of Mind (1969)Time Out of Mind 97822660284861969 Signet / New American Library (США) английский (перевод Xan Fielding and Elisabeth Abbott) 
Because it is absurd (1971)Because it is absurd0814906974 (9780814906972) 1971Vanguard Press (США)английский (перевод Xan Fielding and Elisabeth Abbott) 
Planeta maimuțelor (1971)Planeta maimuțelor  (под названием "O noapte fără de sfârșit")568696 (ISFDB)1971Editura Univers  (Румыния) румынский 
Time Out of Mind (1974)Time Out of Mind 0451058712 (9780451058713)1974Roc (США) английский (перевод Xan Fielding and Elisabeth Abbott) 
Le Grandiose avenir (1975)Le Grandiose avenir 426268 (ISFDB)1975 Seghers (Франция)французский (оригинал) 
Contes de l'absurde (1978)Contes de l'absurde2266006096 (9782266006095)1978Presses pocket (Франция)французский (оригинал) 
 Французская фантастическая проза (1987)Французская фантастическая проза-1987 Мир (СССР) русский (перевод В. Котляр) OZON.ru
Les Mondes francs (1988)Les Mondes francs 2253047198 1988 Le Livre de Poche (Франция)французский (оригинал)  
 Французская фантастическая проза (1989)Французская фантастическая проза 5030019847 1989Мир, Совэкспорткнига (СССР) русский (перевод В. Котляр) 

OZON.ru


БАМБУК


Contes de l'absurde (1989)Contes de l'absurde (под названием "Une nuit interminable" ("Бесконечная ночь"))2266028480 (9782266028486)1989Pocket (Франция)французский (оригинал) 
E = mc2, Histoires charitables, Contes de l'absurde, Quia absurdum (1992)E = mc2, Histoires charitables, Contes de l'absurde, Quia absurdum2260009875 (9782260009870)1992Julliard (Франция)французский (оригинал) 
Отель «Танатос» (1993)Отель «Танатос» 576440679X 1993Ставропольское книжное издательство (Россия) русский (перевод В. Котляр) 
Фантастика века (1995)Фантастика века 9856107040

1995, 1998, 1999, 2002


Полифакт (Беларусь)русский (перевод В. Котляр) 

bOOks.ru


OZON.ru


БАМБУК


Планета обезьян (2009)Планета обезьян 9786115420131 2009 Украинская медиа компания (Украина) русский 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Историческая проза